Подготовительный процесс
Прежде чем приступать к монтажу покрытий твердого типа, необходимо снять верхний слой грунта, примерно 30-40 см. Почву со слабой устойчивостью к нагрузкам (глинистую) укрепляют при помощи слоя молотого шлака. Основу под монтаж тротуарной плитки тщательно утрамбовывают и выравнивают в соответствии с ватерпасом, учитывая необходимый уклон. На следующем этапе подготовленные траншеи наполняют щебнем, гравием или крошкой из камня, образуя слоистую текстуру и утрамбовывая каждые 5-8 см.
Важно! Чтобы достичь максимальной плотности насыпи, следует чередовать материалы различных фракций, начиная с 20-40 мм и заканчивая 10-20 мм.
Наполнитель сверху укрывают геотекстилем и осуществляют подсыпание песком (3-6 см). Методика подсыпки позволяет значительно повысить качество монтажа плитки, при этом не стоит смешивать песок с цементной смесью, поскольку это усложнит корректирующие действия, разборку и замену отдельных элементов кладки. Укладывая подсыпку, следует делать маленькие уклоны в поперечнике по 2-3% от середины дорожки к ее краям.
Этапы монтажа тротуарной плитки
Весь процесс мощения дорожек плиткой можно разделить на несколько этапов:
- Формирование дренажной системы (подушки) из разнофракционного щебня.
- Выравнивание и трамбовка слоев щебня.
- Подсыпание и выравнивание песчаного слоя.
- Монтаж плитки тротуарного типа по ориентиру (шнуру).
- Фиксация плитки при помощи резинового молотка.
- Затирка межплиточных швов песком.
Технология укладки
Перед началом строительства необходимо натянуть капроновый шнур по всей длине и ширине запланированной дорожки. Затем, строго придерживаясь его пределов, укладывают первый ряд плитки. Верхняя граница плитки должна возвышаться над запланированной высотой дорожки на 1-1,5 см, поскольку в процессе трамбования элементы осядут. Укладку осуществляют от краев к центру или от одной стороны к другой.
Швы между плитками должны составлять не более 2-3 мм, а в зонах проезда или парковки – 3-5 мм, это обеспечит долговечность покрытия, поскольку парковочная зона подвергается более интенсивным нагрузкам.
Проверку соответствия расположения швов необходимо тщательно проверять через каждые 3-4 ряда, а через каждые 5-6 рядов нужно осматривать полотно на предмет возникновения впадин или ямок, в которых может задерживаться вода.
После завершения монтажных работ и проверки ровности кладки уровнем следует переходить к последнему этапу стройки – затирке швов. Поверхность дорожки засыпается сухим, чистым мелкодиспенсерным песком, предварительно просеянным и с фракцией, не превышающей 2 мм. Далее песок втирают в швы при помощи жесткой щетки. Остатки песка после затирки удаляют.
Обратите внимание! Песок для затирки должен быть очищен и просеян. Ни в коем случае нельзя применять материал с различными примесями, в том числе с глиной.
Чтобы облегчить процесс трамбовки уложенной тротуарной плитки, для этой цели часто применяют специализированный механизм – трамбовщик с виброплитой. Однако такой инструмент не всегда доступен, поэтому его легко заменяют стандартной резиновой киянкой или деревянным молотком.
Процесс уплотнения производят в три подхода, при этом после каждого следует досыпать малое количество чистого песка. Его тщательно распределяют, чтобы заполнить все имеющиеся щели и связывают их между собой. Остатки песчаной насыпи убирают спустя 1-2 дня, а процесс затирки лучше повторить 2-3 раза в течение первого месяца.
Монтаж бордюра
Бордюр – важная деталь садовой дорожки, поскольку несет не только эстетическую красоту и завершенность, но и значительно увеличивает срок ее эксплуатации, поскольку удерживает плитки в одном положении. Обустройство бордюра необходимо производить не позднее, чем за 1 сутки до начала укладки плиточного полотна.
Правильная установка бордюра по краю будущей дорожки подразумевает установку камня в специально подготовленные траншеи (рвы). Глубина рва должна оставлять одну треть от высоты изделия и на 3-5 см больше его ширины. Такой запас обусловлен тем, что необходимо оставить место для закрепляющей субстанции (раствора). Грунт в траншее плотно утрамбовывают для более плотной фиксации блоков и засыпают слоем бетона (цементно-песчаной смесью). Контроль ровности монтажа осуществляют по натянутому шнуру вдоль дорожки, который выступает в роли уровня.